ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«Мы не можем сделать все, но мы не можем ничего не делать!»

Проблемы у здравоохранения всегда были, есть и будут. Проблемы здравоохранения есть во всех странах: стабильных и развитых, слабых и отсталых. Просто проблемы эти разные. Проблемы здравоохранения тесно связаны с экономической и политической обстановкой в мире. Давайте попробуем их проследить…

Обратимся к дореволюционной России конца ХVIII-начала XIX века. Медицина того времени развивалась в трех направлениях: фабрично-заводская, земская и городская частная. Уровень ее развития был невысок и не удовлетворял всех потребностей населения в медицинской помощи, особенно работающего и малоимущего. Расцвет промышленности в начале XIX в. способствовал возникновению фабрично-заводского страхования. С 1859 года на крупных предприятиях появились «черные кассы» добровольного страхования, которые помогали рабочим оплачивать медицинскую помощь и помогать тем, кто получал травмы на производстве. В 1912 году в царской России Дума приняла закон об обязательном медицинском страховании. Но этот закон не был применен повсеместно. Он реально работал только на 1/4 столичных предприятий. Победа Великой Октябрьской Социалистической Революции привела к изменению форм финансирования медицинской помощи и более широкому охвату работающего населения. В период с 1917 по 1919 годы впервые было применено финансирование медицины за счет работодателя. В 1919 году был создан первый Наркомат здравоохранения и началось возрождение медицинского страхования в условиях НЭПа (1921-1929гг.). Наркомат здравоохранения имел высокие цели и был призван выполнять важные задачи, но в условиях новой экономической политики действовать было архи сложно. Поэтому, результаты его работы оказались низки и в 1930 году систему ОМС отменили, переведя здравоохранение на бюджетное финансирование. Медицина начала развиваться планомерно и поступательно. В этот период закладывались предпосылки для ее качественного скачка, выстраивалась эталонная система советского здравоохранения. Плоды четкой централизации и разумного планирования советская медицина принесла в годы Великой Отечественной Войны. За время ВОВ не было эпидемий! Медики обеспечили высокий процент излечивания раненых и возвращения бойцов в строй, чем немало удивили весь мир. Ослабленой войной советской стране, как воздух, была необходима сильная, результативная система здравоохранения. Надо было бороться с детской смертностью, разрабатывать системы реабилитации, внедрять профилактику повсеместно, искоренять опасные инфекции, развивать науку и т. д. Послевоенная промышленность в СССР развивалась быстрыми темпами и огромные средства выделялись на здравоохранение. Эта тенденция приоритетного развития медицины сохранялась несколько лет и привела к расцвету советского здравоохранения и созданию эталонной системы, признанной лучшей в мире в середине 70-х годов.

 

 

Советская медицина имела три основных направления, тесно связанных между собой: профилактика, лечение, реабилитация. И время подтвердило, что это самый правильный подход к здоровью населения! Но политическая и экономическая обстановка в мире постоянно изменялась. А расцвет советской медицины постепенно сменился ее упадком. Распад СССР привел к краху советской системы здравоохранения. Возникла необходимость дополнительного к бюджетному источника финансирования для поддержания уровня медицинской помощи. Истоками кризиса в здравоохранении этого периода принято считать длительную монополию государства в медицине; остаточный принцип финансирования здравоохранения (6-8% от валового продукта страны — на бумаге, а на деле — только 2% (!), тогда как в Швейцарии, например, на здравоохранение выделялось 16% средств от валового продукта); экстенсивный путь развития здравоохранения; низкий уровень качества медицинской помощи в сравнении с мировым (а потому и высокая заболеваемость, смертность населения, и малая продолжительность жизни), отсутствие экономических методов управления в здравоохранении. Именно поэтому, в 1991 году решено было возродить систему обязательного медицинского страхования. Система ОМС призвана реализовывать права граждан на оказание качественной медицинской помощи, стабильно финансируя здравоохранение, независимо от государства. На сегодняшний день система ОМС охватывает все, без исключения, слои населения и гарантирует оказание минимального набора медицинских услуг. ОМС входит в систему государственного социального страхования, подчиняясь основным государственным целям. В современных условиях наиболее правильным принципом оказания мединских услуг считается двух сторонняя ответственность действующих лиц. При оказании платной медицинской помощи врач и пациент имеют общую цель — поддержание здоровья , а потому, и определенные доли исполнительской ответственности. Медицинская услуга имеет ряд специфических особенностей: она неосязаема, ее действительно невозможно предварительно попробовать, примерить, пощупать; она неотделима от исполнителя, то есть зависит от квалификации врача, его опыта и личных качеств, используемого оборудования и применяемых технологий; медицинская услуга имеет непостоянное качество, то есть у разных врачей, в разных мед.организациях может оказаться разная эффективность лечения; медицинскую услугу невозможно запасти впрок; медицинскую услугу невозможно возвратить; и, наконец, качество исполнения медицинских услуг не всегда является гарантией положительного конечного результата лечения. Именно поэтому, пациенту предоставляется право быть информированным, осознанно выбирать медицинскую организацию и лечащего врача для обеспечения качества оказания мед.помощи и полного удовлетворения своих потребностей. У современного здравоохранения есть большое желание стать «пациентоцентрированным». Это значит, на первое место всегда ставить интересы здоровья пациента. Но на сегодняшний день реально осуществлять этот принцип способны лишь немногие частные медицинские организации, которые обеспечивают пациентов высококачественной специализированной мед.помощью, полезной для здоровья информацией, осуществляют профилактику, учитывают изменения рынка мед.услуг, удовлетворяют постоянно возрастающие потребности пациентов в комфорте, безопасности, новизне. В сложных условиях модернизации и оптимизации системы здравоохранения РФ врачи и пациенты должны объединять свои усилия по охране здоровья, применяя бесценный опыт предшествующих поколений и используя современные конструктивные решения!