ЭТИКА ПАЦИЕНТА

Взаимоотношения доктора и пациента являются основой успешной медицинской практики. Технический прогресс и наукоемкие технологии значительно облегчают процессы диагностики и повышают эффективность лечения. Но результативность лечения в конечном итоге зависит от целительной силы взаимоотношений доктора и пациента.Целительную силу врача пациент ощущает уже во время консультации: проникновенный взгляд, приятная речь, добрые руки, искренняя заинтересованность судьбой человека уже приносят облегчение и рождают надежду. Сам врач, его профессионализм и личные качества, являются самым лучшим и действенным лекарством. Целительную силу пациента врач наблюдает в процессе всего лечения и реабилитации. Итак, два мощных целительных потока (внешний и внутренний) соединяясь, оздоравливают организм и дают те фантастические результаты, о которых пишут и говорят! Этика пациента является индивидуальной по форме, но имеет социальное содержание. Этика пациента базируется на общепринятых нормах поведения и морали, дополняясь его личным отношением к своему заболеванию, конкретному врачу и мед.учреждению. Основа этики пациента закладывается в детстве. «Что такое хорошо? И что такое плохо?» мы познаем с первых дней своей жизни.

   
   

Детям необходимо учиться управлять своими эмоциями, разрешать конфликты мирным путем и просто поддерживать хорошие отношения. XX век назвали веком тревоги, а XXI-й — веком меланхолии. Изменения в жизни общества указывают на мировую эпидемию депрессии, которая распространяется вместе с переходом на современный «сумасшедший» образ жизни. Во всем мире каждое следующее поколение живет, подвергаясь большему риску, чем их родители. Поэтому, дети испытывают не просто тоску, а парализующее безразличие, подавляющую жалость к себе и всепоглощающую безнадежность по поводу хода жизни. Если к этому добавляется отрицательный стоматологический опыт, то помочь такому разочарованному пациенту бывает крайне сложно. Но каждый человеческий индивид обладает огромным потенциалом самосохранения: желанием быть здоровым и счастливым, стремлением адаптироваться в социуме и выживать, не зная преград! Именно для этого, он с детства учиться быть вежливым и проявлять благодарность, старается выражать уважение и признательность, соблюдает дисциплину и стандарты поведения, вырабатывает обязательность и исполнительность, старается быть честным и порядочным, культурным и образованным, стойким и целеустремленным, развивает в себе деловые качества хорошего работника и коммуникабельного сотрудника, становится привлекательной личностью.

 

Изучение взаимоотношений доктора и пациента необходимо для улучшения качества оказания мед.помощи и максимального удовлетворения результатами лечения обеих сторон.

Условно выделяют четыре модели взаимоотношений доктора и пациента:

модель технического типа

Акцент в лечении делается на технической оснащенности лечебного учреждения, на использовании современного оборудования, новых технологий, большом количестве инструментальных исследований. Пациента, безусловно, впечатляет технический прогресс, но пугает безликость такого мед.обслуживания: администратор провел анкетирование, лаборант взял анализы, врач сделал УЗИ, КТ и назначил лечение, но никто не подержал пациента за руку, не заглянул в его глаза, не посмотрел живот и не объяснил «как жить» и «что делать». Модель технического типа не учитывает личной роли врача в процессе лечения, не использует психогенный потенциал пациента и концентрируется лишь на качественном исполнении мед.услуг. Пациент для врача становится только объектом приложения профессиональных знаний и навыков.

модель сакрального типа

Акцент в лечении делается на гуманности, большом уважении к личности пациента, семейным и национальным традициям, половой и рассовой принадлежности, священным заповедям, с учетом его религиозных, этнических, культурных, языковых, исторических и иных особенностей. Если пациенту принципиально необходим такой подход в лечении и он сможет найти именно такого врача («идеолога-гуманиста-священника») — эффективность и результативность будет наивысшей! Вера, сама по себе, обладает огромной целительной силой. А взаимопонимание творит чудеса. В этом случае пациент будет восприниматься врачом как целостная уникальная личность. Единственный недостаток этот модели отношений заключается в ограниченности средств, методов и результатов лечения из-за возможных табу.

модель коллегиального типа

Главным в коллегиальной модели отношений врача и пациента является доверие. Врач и пациент становятся единомышленниками, друзьями и коллегами. Они действуют согласованно, рационально, учитывая все возможные факторы, нюансы и даже личные предпочтения. Такие взаимоотношения возможны на основе взаимного уважения, сходства мировоззрений, полного одобрения профессиональных качеств врача и выбранной методики лечения, а также великолепной биосовместимости личностей. В этом случае результаты лечения-сотрудничества будут максимальными! Пациенты, стараясь помочь врачу, будут демонстрировать впечатляющие реконструктивные изменения: откажутся от многолетнего курения, например, чтобы не подвергать риску результаты имплантации, или перейдут на принципиально новое для них питание и станут ухаживать за полостью рта как никогда прежде, или займутся спортом по примеру врача, то есть, по-настоящему, «начнут с новыми зубами новую жизнь»! Врач всегда будет стремиться сделать что-то большее для таких пациентов. Сильные эмоциональные связи сохраняются долгие годы, укрепляются положительными результатами лечения и способствуют личностному росту каждого.

модель контрактного типа

Отношения врача и пациента носят взаимовыгодный характер. Это долгосрочные деловые отношения, ведущие к получению обоюднозначимых результатов. Договорные отношения доктора и пациента подразумевают честность, добросовестность и порядочность как исполнителя, так и заказчика.

В современной медицине явно ощущается тенденция ограничивать деятельность мед.работников чисто профессиональными рамками. Медицинские услуги все в большей степени хронометрируются бухгалтерами, а мед.обслуживание оценивается ведением документации и статистикой рождаемости, заболеваемости, смертности. Пациент все больше отдаляется от врача, еще острее нуждаясь в его помощи и поддержке. Психологическую и социальную составляющие жизни пациентов необходимо учитывать в сфере медицины, повышая результативность лечения и профилактики воздействием на эмоциональное состояние пациентов. Клиническая важность эмоций доказана множеством медицинских примеров. Так, каждый стоматолог знает, что испуганные пациенты хуже переносят врачебные манипуляции. Тревога и паника снижает эффективность применения всех видов обезболивающих и лекарственных препаратов, способствует повышению кровяного давления и возникновению кровотечений, повышает риск развития инфекционных осложнений и снижает репаративные возможности тканей полости рта. Отравляющие эмоции, такие как: гнев и ярость, враждебность и подозрительность, тревога и печаль, пессимизм и цинизм, являются главной угрозой для возникновения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, гораздо более значимой, чем высокий уровень холестерина в крови или отягощенная наследственность. Клинически доказано влияние дистресса и хронической депрессии на частоту заболеваемости гриппом, герпесом, ОРЗ. Поскольку патологическое влияние дистресса на состояние здоровья человека велико, то наиболее правильной тактикой в лечении любого заболевания является снятие повышенного нервного напряжения и восстановление душевного равновесия в первую очередь. А это под силу лишь мотивированному пациенту при активном участии мудрого врача. Для того, чтобы укрепить свое здоровье и принести реальную помощь своему организму, необходимо стать пациентом, с которым легко работать. Для этого предлагаем вам освоить Кодекс Пациента:

1. Ответственно относитесь к охране своего здоровья. Проводите лечение своевременно и безотлагательно. Осознанно выбирайте лечащего врача. Цените и уважайте его. Помните, как велика роль личности.

2. Будьте пунктуальны и обязательны. Никогда не опаздывайте на прием и не переносите посещение без действительно важной причины. Знайте, что каждый доктор, назначая вас на прием, предварительно планирует этапы лечения c учетом патогенеза заболеваний и стремится получить оптимальный результат. Помните о профилактике! Регулярно ее проводите. Профилактические мероприятия укрепляют иммунитет и увеличивают сроки службы пломб, имплантатов и зубных протезов.

3. Будьте исполнительны. Внимательно слушайте врача. Тщательно выполняйте все его рекомендации. Врач ничего не говорит просто так, его «волшебные слова» надо воспринимать как призыв к действию. В случае непредвиденного течения заболевания, в первую очередь, обращайтесь к своему лечащему врачу.

4. Всегда настраивайтесь на прием. Готовьтесь к таинству врачевания. Не стоит приходить на прием к врачу голодным и раздраженным. Старайтесь иметь запас времени, чтобы не торопиться и не отвлекаться. Советуем принять пищу за 1,5-2 часа до приема. Желательно перед приемом не курить, а прогуляться на свежем воздухе 20-30 минут, успокоиться и отбросить все ядовитые мысли. Особенно, если это ваше первое знакомство.

5. Соблюдайте общепринятые правила поведения. Отключайте мобильные телефоны перед входом в лечебное учреждение. Не пытайтесь вести переговоры и СМС-общение во время приема — вы можете упустить, по-настоящему, важные вещи!

6. Будьте вежливы и доброжелательны со всеми сотрудниками и пациентами посещаемого лечебного учреждения. Уважайте чужой труд.

7. Улыбайтесь! Радуйтесь обретению стоматологического здоровья!

8. Правильно расставляйте приоритеты. Здоровье — наивысшая ценность на Земле.

9. Мыслите позитивно. Помните, что высокое качество оказания медицинской помощи не всегда гарантирует оптимальный конечный результат лечения. А отрицательный результат, на ваш взгляд, может являться лишь определенным клиническим тестом или необходимым этапом стоматологического лечения.

10. Будьте честны и откровенны. Не пытайтесь обманывать врача. «Все тайное всегда становится явным». Стремясь пораньше попасть на прием, например, некоторые пациенты разыгрывают острую боль. Но врач без труда определяет обман и делает соответствующие выводы, конечно, не в вашу пользу. Не следует обманывать врача и относительно выполняемого лечения. Клинически всегда все ясно: выполняете вы предписания или нет.

11. Будьте порядочны. Не пытайтесь манипулировать врачом и мед.персоналом, используя свое «особое» состояние или положение. Некорректное поведение не способствует достижению великой цели укрепления здоровья, а лишь омрачает этот путь.

12. Уважайте принцип равенства в получении мед.помощи.

13. Учитесь доверять врачу, проверяя на деле его советы. Мужественно расставайтесь со страхами и фобиями. Совершайте маленькие победы над собой.

14. Совершенствуйтесь. Используйте принцип зеркала в самооценке, пытаясь объективно взглянуть на себя со стороны. Здоров ли этот человек? Счастлив ли? Успешен? О чем молчат его глаза? А что таит улыбка? Какие изменения в нем происходят?

15. Анализируйте результаты лечения. Планомерно и поступательно оздоравливайтесь, все больше с каждым годом. Не останавливайтесь на достигнутом. Гордитесь собой!

16. Делайте судьбоносные выводы и оптимистичные прогнозы. Не ожидайте чуда — создавайте чудеса! Каждый человек — творец своей судьбы!

 

«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми»                  

Аристотель